Представление собственного педагогического опыта (2020 - 2023 гг.)
CLIL в обучении иностранному языку
Над данной темой я начала работать сравнительно недавно. Тема в разработке.
Материалы для использования на занятиях с использованием методики CLIL: Zaubere Tinte. Данные материалы авторские. Созданы в рамках участия в проекте "FüDaF - läuft!".
В случае FüDaF речь о – единственном из четырёх вариантов CLILiG – преподавании иностранного языка, которое открыто влиянию преподавания других предметов. При этом преподаватель интегрирует в процесс изучения иностранного языка отдельные содержательные аспекты и особенности других предметов, таких как, например, искусство, музыка, физика, биология или история.
CLIL – это сокращенное название образовательной концепции в рамках предметно-языкового интегрированного обучения. Различные формы реализации демонстрируют, какое многообразие скрыто за этой концепцией и объясняют большой интерес к ней в Европе.
Content and Language Integrated Learning (CLIL) – это образовательная концепция, в рамках которой изучение иностранного языка объединяется с овладением содержанием других предметов. В случае Content and Language Integrated Learning in German (CLILiG) изучение немецкого языка комбинируется с содержанием других предметных областей, например, биологии, географии или искусства.
В последнее время в зарубежной и отечественной методике преподавания иностранных языков всё чаще встречается такое понятие как CLIL (eng. CLIL – content and language integrated learning).
В отечественной педагогике с 2000х гг. вопросами предметно-языкового интегрированного обучения занимаются Л.Л. Салехова, К.С. Григорьева, Р.Р. Зарикова, Э.Г. Крылов.
Впервые термин CLIL был введён финским учёным Дэвидом Маршем в 1994 году. Позже данное понятие стало обозначением для нового подхода. В отечественной методике преподавания ИЯ данный метод получил название предметно-языкового интегрированного подхода, нашедшего отражение в ряде работ зарубежных и отечественных ученых-педагогов. Чем отличается данный подход от других подходов? В чем заключается его сущность? И в чем его исключительность? Каким образом он может повлиять на формирование и развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся?
Над проблемой CLIL в зарубежной методике обучения ИЯ работали D. Marsh, Ph. Ball, D. Coyle, P. Mehisto, B.S. Bloom, P. Hood и др. В одном из своих интервью (2008 г., конференция “The impact of CLIL in Europe”) Дэвид Марш дал следующую характеристику CLIL: “CLIL is an educational approach where some content learning (like a topic on global climate, or a subject) is taught in an additional language (such as English language in Korea)” [1]. Таким образом, предметно-языковое интегрированное обучение подразумевает объединение, т.е. интеграцию двух понятий «предмет + язык». В случае Content and Language Integrated Learning изучение языка комбинируется с содержанием других предметных областей, например, истории или биологии и т.д. В отличие от традиционного обучения иностранному языку учащиеся изучают не только язык, но и получают с помощью этого иностранного языка знания по другим предметам [2].
Далее очень плотно занимался проблемой предметно-языкового интегрированного обучения профессор Д. Койл, который предлагает схему 4 «С» в форме треугольной пирамиды с четырьмя вершинами, отражающими сущность и исключительность CLIL [3]:
1 content (содержание / предмет изучения, например глобальное потепление климата или география),
2 communication (общение / рабочий язык обучения),
3 cognition (познание / от мыслительных навыков низкого порядка “lower order thinking skills”(LOTs) к более творческим, формирующим мыслительным навыкам высокого порядка “higher order thinking skills” (HOTs)),
4 culture (культура в отношении определения значения темы с учетом индивидуальных качеств учащихся).
Мы приходим к выводу, что любое занятие CLIL включает в себя 4 «С» – компонента, отражающих основную суть предметно-языкового интегрированного подхода. В педагогической литературе последнего десятилетия встречается все больше публикаций, где данная схема 4 «С» дополняется пятым компонентом «С» - competence. Кроме того, CLIL опирается на таксономию мыслительных навыков низкого и высокого порядка Б. Блума (LOTs&HOTs): 1) запоминание, 2) понимание, 3) применение, 4) анализ, 5) оценка, 6) создание [4].
Применение компонентов CLIL, основывающихся на схеме 4 С и теории Б. Блума, а также теории когнитивности и теории опор "скаффолдинг".
Связь содержания и языка способствует формированию у учащихся понимания и осознания практического применения языка в той или иной сфере.
К индикаторам CLIL в этом случае можно отнести:
- соответствующее содержание (актуальное, новое, важное, интересное для учащихся),
- проблематизация (постановка проблемы с возможным выдвижением гипотезы)
- процесс познания, который опирается на теорию мыслительных навыков Блума и предполагает переход от решения простых задач к сложным, например, от задания с множественным выбором к творческому проекту, предусматривает возможное проведение эксперимента (как на уроке, так и во внеурочной деятельности),
- формирование метазнаний, обучение через критическое мышление, творческое мышление,
- сотрудничество (обучение в сотрудничестве),
- межкультурная интерпретация и коммуникация.
Л. Дейл и Р. Таннер утверждают, что обучающиеся CLIL мотивированы, потому что они испытывают трудности при изучении как предмета, так и языка. Учащиеся CLIL развивают когнитивные способности. Их мозг работает усерднее. А теория когнитивности предполагает, что люди помнят информацию более эффективно, если их мозг работает усердно.
Таким образом, ведущей идеей в этом случае является использование элементов CLIL подхода в обучении ИЯ позволяет не только формировать мотивацию у учащихся к изучению ИЯ, но и способствует ее развитию.
Заданиями на пробуждение интереса к теме чаще всего являются создание проблемных ситуаций (вызова), mind-map, ассоциограмм, упражнения мозгового штурма и как вариант решения – выдвижение гипотез и обоснование / доказательство гипотез / поиск решения проблемы.
Ярким примером применения CLIL на практике является курс внеурочной деятельности по немецкому языку Deutsch für kleine Entdecker, который непринужденно вызывает интерес у школьников своим наглядным материалом, возможностью проведения экспериментов на каждом из заседаний клуба юных исследователей: опыты с воздухом, водой, светом, звуком, яйцами. Обучающиеся незаметно для себя запоминают новые слова, выполняют задания, строят предложения и высказывания. Помимо курса внеурочной деятельности элементы CLIL могут применяться на занятиях языком достаточно широко, так как иностранный язык – это универсальный предмет, где каждая тема – это связь с той или иной предметной областью, будь то биология или история и т.д.
Рассмотрим некоторые примеры того, каким образом может реализовываться концепция CLIL на занятиях ИЯ (немецким).
Пример схемы 4 «С» темы в 5м классе «Tiere. Säugetiere. Besondere Merkmale» может быть представлен следующим образом:
Предметное содержание (content):
Животные. Млекопитающие. Признаки млекопитающих / Tiere. Säugetiere. Besondere Merkmale
Коммуникация (communication): die Katze, die Maus, der Hund, das Schwein, das Meerschweinchen, der Hamster, der Mensch, Haut, Fell, die Lunge, das Haar, das Bein, Skelett, der Körper, saugen, Milch, säugen, Säugetiere
Формы работы: работа в группах, парах, индивидуальная.
Познание (сognition) (на основе LOTs&HOTs): задание на заполнение пропусков в тексте, заполнение таблицы «Классификация животных по признакам», соотнесение названий частей тела (строения челюсти животного) в трех языках русском, немецком и английском, составление и оформление собственного дневника наблюдений.
Культура: представлены особенности сравнения челюстей в трех языках, где учащиеся могут проследить отличия в наименованиях одних и тех же частей тела (челюсти), учащиеся отслеживают признаки млекопитающих и заполняют соответствующие таблицы, обращают внимание на место обитания животных.
Content |
Communication (Deutsch und Englisch) |
Cognition |
Culture |
Животные. Млекопитающие. Признаки млекопитающих / Tiere. Säugetiere. Besondere Merkmale
|
die Katze, die Maus, der Hund, das Schwein, das Meerschweinchen, der Hamster, der Mensch, Haut, Fell, die Lunge, das Haar, das Bein, Skelett, der Körper, saugen, Milch, säugen, Säugetiere Формы работы: работа в группах, парах, индивидуальная. |
на основе LOTs&HOTs: задание на заполнение пропусков в тексте, заполнение таблицы «Классификация животных по признакам», соотнесение названий частей тела (строения челюсти животного) в трех языках русском, немецком и английском, составление и оформление собственного дневника наблюдений. |
представлены особенности сравнения челюстей в трех языках, где учащиеся могут проследить отличия в наименованиях одних и тех же частей тела (челюсти), учащиеся отслеживают признаки млекопитающих и заполняют соответствующие таблицы, обращают внимание на место обитания животных. |
Тему «Парниковый эффект. Защита окружающей среды /Treibhauseffekt. Umweltschutz» в 8 классе можно ввести с помощью небольшого эксперимента с (2-3) кубиками льда. Для этого положите на каждую тарелку кубики льда и разместите их там, где на них смогут попасть солнечные лучи. При этом одну тарелку необходимо поместить под стеклянную миску или стакан, а другую оставить без покрытия. В случае пасмурной погоды можно использовать лампу, разместив ее на достаточно близком расстоянии от тарелок. Ждем несколько минут. За время ожидания учащиеся выдвигают гипотезы, что произойдет со льдом в первом и втором случаях, где лед растает быстрее и почему. И какое это имеет отношение к климату Земли? Далее учащимся предлагается работа с текстом, где вводится лексика по теме.
В качестве вызова можно использовать видеоролик о проблемах окружающей среды, где с помощью мозгового штурма учащиеся могут поделиться мнением, выдвинуть различные гипотезы и предположения о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды.
1 CLIL: An interview with Professor David Marsh URL: http://ihjournal.com/content-and-language-integrated-learning
2 CLIL, FÜDAF, DFU, CLILIG – ЧТО, ПРОСТИТЕ? – URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/mag/20879807.html
3 Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning / D. Marsh, P. Hood, D. Coyle. – Cambridge: CUP, 2010. – 184 p.
4 Особенности реализации предметно-языкового интегрированного подхода в процессе обучения иностранному языку / М.Н. Скачкова (науч.рук. Е.Ю. Чайка). – URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/12/skachkova.pdf
5 Основные принципы и причины внедрения предметно-языкового интегрированного обучения / И.Н. Миронова. – Научные труды Московского гуманитарного ун-та, 2020. - № 4. – URL: https://www.researchgate.net/publication/348671180_Osnovnye_principy_i_priciny_vnedrenia_predmetno-azykovogo_integrirovannogo_obucenia