Представление собственного педагогического опыта (2017 - 2020 гг.)
Развитие личности обучающихся «посредством творчества» на уроках немецкого языка с УМК «Горизонты»
Что такое творчество? И как оно связано с учением? Вопросу о роли творчества в обучении и развитии личности обучающихся отводилось не последнее место в истории педагогики и психологии. Подробное описание и значение «творчества изнутри» мы можем найти у немецкого психолога, физика и врача Германа Гельмгольца. В ряде же современных словарей встречается следующее определение термина: «творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового» [1]. Таким образом, творчество – процесс, совокупность действий которого не соответствует стандартной ситуации и выходит за её пределы.
Как творчество может быть связано с изучением иностранных языков? Казалось бы, изучение языка – это системное повторение лексики и грамматики, бездумное заучивание порядка слов, чтение текстов?! Что общего у современных стандартов (с определенными требованиями и планируемыми результатами) и «зарамочного» процесса, формирующего нестандартное, творческое мышление?
Ввиду того, что большое внимание сегодня уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, мы можем отметить, что творчество имеет непосредственную связь с развитием личностных качеств школьника. «Личность характеризуется активностью, стремлением действовать за границами требований ситуации …» [2], то есть стремится к своему развитию через творчество.
Как же этого достичь на уроке немецкого языка, занимаясь по учебнику серии «Горизонты»? Прежде всего следует отметить, что «Горизонты» - это совместный проект и продукт издательств «Просвещение» и «Cornelsen». Цели и задачи данной серии учебников соответствуют ФГОС и общеевропейской компетенции языков. Учебники серии «Горизонты» не только организуют учебный процесс, но, что очень важно, соответствуют интересам обучающихся, способствуют формированию коммуникативной компетенции. Изучение грамматики и лексики ведется не «ради» грамматики и лексики, но «для» и «ради» овладения языком. Благодаря насыщенному и полному содержанию, ярким иллюстрациям изучение немецкого языка проходит в творческой среде и, таким образом, обеспечивает достижение планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов, формированию УУД. Учебник данной серии включает и дифференцированные задания, содержит аутентичные материалы и предлагает различные формы работы с его содержанием.
Работа с учебником – это не только чтение текстов, выполнение представленных в нем упражнений, но и творческое осмысление всех компонентов учебника, имеющих цель – «донесение и разъяснение» материала до «читателя и читателю» различными способами и возможностями.
Рассмотрим некоторые из форм работы с материалами учебника.
Данные формы работы не позволяют обучающимся «потерять» мотивацию и подогревают интерес к изучению немецкого языка.
Обучение лексике представлено следующими наиболее актуальными формами работы:
- коллажи;
- ассоциограммы;
- сравнение немецких, английских и русских лексических единиц;
- Laufdiktat (диктант на бегу): Обучающимся предлагается несколько вариантов рабочих листов со словами / цифрами или предложениями. Листы с текстами (или цифрами / словами – в зависимости от выбранной учителем темы) располагаются в классе в разных углах. Обучающихся желательно предварительно разделить на несколько групп. Затем представитель каждой группы по очереди подходит к своему листу, запоминает первое слово или предложение, или цифру, возвращается на место и диктует его в своей группе, обучающиеся записывают. Аналогично работают с другими предложениями, пока весь текст не будет записан. По окончании работы школьники сверяют свои варианты с оригиналом (Einheit 2. Meine Klasse. Zahlen. (Horizonte 5)) [3];
- ABC-Darium: обучающиеся собирают и называют ассоциации к каждой букве темы урока, например, Freundschaft: F –Freude, Freund, R – Reise, E - … usw.;
- кроссворды к совершенно любой теме, например, “Das schmeckt gut” (представлено в сборнике упражнений к УМК «Горизонты 6») [4], но может быть выдано обучающимся в качестве домашнего задания, результатом которого может быть собственный диалог;
- Wortkette (снежный ком из лексических единиц темы);
- Zahlenkette (16 -63 -37 -…) [3];
- Familienlandschaften (деление обучающихся на группы по количеству членов семьи, по роли в семье и т.д. – тренировка и закрепление ЛЕ темы «Семья»);
- пантомимы.
Обучение грамматической стороне речи:
- самостоятельное выведение и формулировка правил (индуктивный подход);
- сравнение немецких грамматических структур с английскими (компаративный подход);
- наглядность грамматики, представленная в виде таблиц и схем;
- домино (спряжение глаголов (Горизонты 5)) [3];
- Würfelspiel (бросание кубика): Обучающийся бросает кубик первый раз: число на кубике - это номер столбика, второй раз: число на кубике - это номер строки. На пересечении столбика и строки находится слово, с которым обучающиеся составляют вопросительное или повествовательное предложение. Можно использовать кубик и при изучении числительных, тогда на пересечении строки и столбика получится новое число, которое обучающемуся нужно правильно назвать (Горизонты 5) [3];
- «магический куб» с изображенными на нем местоимениями (используется при закреплении и тренировке спряжения глаголов).
Обучение чтению:
- работа с текстом: поисковое, глобальное чтение;
- Rückendiktat (чтение одинаковых текстов обучающимися, которые сидят друг по отношению к другу спинами, но с разными пропущенными в них словами):
Text 1. Partner A. Ich bin Max. Ich komme aus (1)________. Ich wohne in Berlin. Ich (2) ______ Bio.
Text 2. Partner B. Ich (1)_____ Max. Ich (2)_________ aus Deutschland. Ich mag Bio.
Обучение говорению:
- ролевые игры;
- дискуссии;
- круглые столы;
- форумы;
- проекты;
- Rasender Reporter, Autogrammjagd: Обучающиеся ходят по классу с листом, на котором в виде таблицы изображены 9 вопросов, и задают друг другу вопросы. Если на Ваш вопрос знают ответ, то на данном листе под поставленным вопросом оставляют свой автограф. Кто быстрее соберет ответы в столбце или строке, становится победителем.
- Spardialog (составление развернутого диалога из единичных слов-существительных):
A: Freizeit.
B: Tennis?
A: Knie.
B: Café?
A: Haus.
B: Fernsehen.
- Аквариум.
Обучение фонетической стороне речи, аудированию:
- песни (алфавит, цифры в стиле рэп и т.д.) [3];
- скороговорки;
- диалоги;
- тексты, упражнения к текстам.
Обучение письму:
- электронные письма;
- открытки;
- рецепты блюд;
- Kreisgeschichte: В классе по кругу на столах и стульях разложены листы с фото (количество листов соответствует количеству обучающихся). Обучающиеся, передвигаясь по часовой стрелке, подходят к каждому листу и записывают по одному предложению к фото: Кто это? Сколько ему / ей лет? Чем занимается? И т.д. Таким образом, получается текст. Затем каждый зачитывает, что получилось в результате.
В качестве рефлексии обучающимся может быть предложено составить Elfchen (состоит из 11 слов):
1.Titelwort
2. 2 Wörter
3. 3 Wörter
4. 4 Wörter
5. ein letztes Wort
Beispiel (Horizonte 7, S. 67) [5]:
Vanileeis
vom Italiener:
Ich esse viel,
es ist so lecker
Mmmh!
Кроме того, можно применять различные социальные формы работ на уроке, а именно: индивидуальная, групповая, парная или фронтальная (Plenum). Чередование различных видов и форм работы мотивирует обучающихся к изучению немецкого языка.
Таким образом, формы работы с учебником могут быть совершенно разнообразными, и тем самым, способствовать созданию творческой среды не только на уроке, но и дома (als Hausaufgabe).
Большую роль в развитии творческих способностей и поддержанию мотивации играют также мероприятия и проекты, проводимые и осуществляемые Гете-Институтом: марафон «Путешествовать и исследовать: создавая будущее с Александром фон Гумбольдтом - 2019», «С немецким ты знаешь больше – 2017» и др., а также такие онлайн-платформы как Digitale Kinderuni [6], JuniorUni [7], где желающие изучать немецкий язык знакомятся не только с немецким языком, но и узнают много нового и интересного об окружающем нас мире. Если, например, Вы желаете получить ответ на вопрос о том, почему шумит ракушка, то стоит задуматься о том, чтобы стать «студентом» онлайн-университета.
Список использованных источников
1.Твочество / ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Творчество
2. Личность / Краткий психологический словарь // Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 165.
3. Немецкий язык. Второй иностранный. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова]. – 6-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2017 – 104 c.
4. Немецкий язык. Второй иностранный. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман]. – 4-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2016 – 96 c.
5. Немецкий язык. Второй иностранный. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман]. – 6-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2018 – 96 c.
6. Киндеруни / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kinderuni.goethe.de/?lang=ru
7. Юниоруни / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://junioruni.goethe.de/