Суббота, 27.04.2024, 11:00
Сайт Ромашкиной Юлии
Меню сайта
Категории раздела
Школьные новости [292]
Праздники [23]
Разное [95]
Поздравления [8]
Наш опрос
Нравится ли Вам данный сайт?

Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Представление собственного педагогического опыта (2017 - 2020 гг.)

Развитие личности обучающихся «посредством творчества» на уроках немецкого языка с УМК «Горизонты»

Что такое творчество? И как оно связано с учением? Вопросу о роли творчества в обучении и развитии личности обучающихся отводилось не последнее место в истории педагогики и психологии. Подробное описание и значение «творчества изнутри» мы можем найти у немецкого психолога, физика и врача Германа Гельмгольца. В ряде же современных словарей встречается следующее определение термина: «творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового» [1]. Таким образом, творчество – процесс, совокупность действий которого не соответствует стандартной ситуации и выходит за её пределы.

Как творчество может быть связано с изучением иностранных языков? Казалось бы, изучение языка – это системное повторение лексики и грамматики, бездумное заучивание порядка слов, чтение текстов?! Что общего у современных стандартов (с определенными требованиями и планируемыми результатами) и «зарамочного» процесса, формирующего нестандартное, творческое мышление?

Ввиду того, что большое внимание сегодня уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, мы можем отметить, что творчество имеет непосредственную связь с развитием личностных качеств школьника. «Личность характеризуется активностью, стремлением действовать за границами требований ситуации …» [2], то есть стремится к своему развитию через творчество.

Как же этого достичь на уроке немецкого языка, занимаясь по учебнику серии «Горизонты»? Прежде всего следует отметить, что «Горизонты» - это совместный проект и продукт издательств «Просвещение» и «Cornelsen». Цели и задачи данной серии учебников соответствуют ФГОС и общеевропейской компетенции языков. Учебники серии «Горизонты» не только организуют учебный процесс, но, что очень важно, соответствуют интересам обучающихся, способствуют формированию коммуникативной компетенции. Изучение грамматики и лексики ведется не «ради» грамматики и лексики, но «для» и «ради» овладения языком. Благодаря насыщенному и полному содержанию, ярким иллюстрациям изучение немецкого языка проходит в творческой среде и, таким образом, обеспечивает достижение планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов,  формированию УУД. Учебник данной серии включает и дифференцированные задания, содержит аутентичные материалы и предлагает различные формы работы с его содержанием.

Работа с учебником – это не только чтение текстов, выполнение представленных в нем упражнений, но и творческое осмысление всех компонентов учебника, имеющих цель – «донесение и разъяснение» материала до «читателя и читателю» различными способами и возможностями.

Рассмотрим некоторые из форм работы с материалами учебника.

Данные формы работы не позволяют обучающимся «потерять» мотивацию и подогревают интерес к изучению немецкого языка.

Обучение лексике представлено следующими наиболее актуальными формами работы:

- коллажи;

- ассоциограммы;

- сравнение немецких, английских и русских лексических единиц;

- Laufdiktat (диктант на бегу): Обучающимся предлагается несколько вариантов рабочих листов со словами / цифрами или предложениями. Листы с текстами (или цифрами / словами – в зависимости от выбранной учителем темы) располагаются в классе в разных углах. Обучающихся желательно предварительно разделить на несколько групп. Затем представитель каждой группы по очереди подходит к своему листу, запоминает первое слово или предложение, или цифру, возвращается на место и диктует его в своей группе, обучающиеся записывают. Аналогично работают с другими предложениями, пока весь текст не будет записан. По окончании работы школьники сверяют свои варианты с оригиналом (Einheit 2. Meine Klasse. Zahlen. (Horizonte 5)) [3];

- ABC-Darium: обучающиеся собирают и называют ассоциации к каждой букве темы урока, например, Freundschaft: FFreude, Freund, RReise, E - … usw.;

- кроссворды к совершенно любой теме, например, “Das schmeckt gut” (представлено в сборнике упражнений к УМК «Горизонты 6») [4], но может быть выдано обучающимся в качестве домашнего задания, результатом которого может быть собственный диалог;

- Wortkette (снежный ком из лексических единиц темы);

- Zahlenkette  (16 -63 -37 -…) [3];

- Familienlandschaften (деление обучающихся на группы по количеству членов семьи, по роли в семье и т.д. – тренировка и закрепление ЛЕ темы «Семья»);

- пантомимы.

Обучение грамматической стороне речи:

- самостоятельное выведение и формулировка правил (индуктивный подход);

- сравнение немецких грамматических структур с английскими (компаративный подход);

- наглядность грамматики, представленная в виде таблиц и схем;

- домино (спряжение глаголов (Горизонты 5)) [3];

- Würfelspiel (бросание кубика): Обучающийся бросает кубик первый раз: число на кубике - это номер столбика, второй раз: число на кубике - это номер строки. На пересечении столбика и строки находится слово, с которым обучающиеся составляют вопросительное или повествовательное предложение. Можно использовать кубик и при изучении числительных, тогда на пересечении строки и столбика получится новое число, которое обучающемуся нужно правильно назвать (Горизонты 5) [3];

- «магический куб» с изображенными на нем местоимениями (используется при закреплении и тренировке спряжения глаголов).

Обучение чтению:

- работа с текстом: поисковое, глобальное чтение;

- Rückendiktat (чтение одинаковых текстов обучающимися, которые сидят друг по отношению к другу спинами, но с разными пропущенными в них словами):

Text 1. Partner A. Ich bin Max. Ich komme aus (1)________. Ich wohne in Berlin. Ich (2) ______ Bio.

Text 2. Partner B. Ich (1)_____ Max. Ich (2)_________ aus Deutschland. Ich mag Bio.

Обучение говорению:

- ролевые игры;

- дискуссии;

- круглые столы;

- форумы;

- проекты;

- Rasender Reporter, Autogrammjagd: Обучающиеся ходят по классу с листом, на котором в виде таблицы изображены 9 вопросов, и задают друг другу вопросы. Если на Ваш вопрос знают ответ, то на данном листе под поставленным вопросом оставляют свой автограф. Кто быстрее соберет ответы в столбце или строке, становится победителем.

- Spardialog (составление развернутого диалога из единичных слов-существительных):

A: Freizeit.

B: Tennis?

A: Knie.

B: Café?

A: Haus.

B: Fernsehen.

- Аквариум.

Обучение фонетической стороне речи, аудированию:

- песни (алфавит, цифры в стиле рэп и т.д.) [3];

- скороговорки;

- диалоги;

- тексты, упражнения к текстам.

Обучение письму:

- электронные письма;

- открытки;

- рецепты блюд;

- Kreisgeschichte: В классе по кругу на столах и стульях разложены листы с фото (количество листов соответствует количеству обучающихся). Обучающиеся, передвигаясь по часовой стрелке, подходят к каждому листу и записывают по одному предложению к фото: Кто это? Сколько ему / ей лет? Чем занимается? И т.д. Таким образом, получается текст. Затем каждый зачитывает, что получилось в результате.

В качестве рефлексии обучающимся может быть предложено составить Elfchen (состоит из 11 слов):

1.Titelwort

2. 2 Wörter

3. 3 Wörter

4. 4 Wörter

5. ein letztes Wort

Beispiel (Horizonte 7, S. 67) [5]:

Vanileeis

vom Italiener:

Ich esse viel,

es ist so lecker

Mmmh!

Кроме того, можно применять различные социальные формы работ на уроке, а именно: индивидуальная, групповая, парная или фронтальная (Plenum). Чередование различных видов и форм работы мотивирует обучающихся к изучению немецкого языка.

Таким образом, формы работы с учебником могут быть совершенно разнообразными, и тем самым, способствовать созданию творческой среды не только на уроке, но и дома (als Hausaufgabe).

Большую роль в развитии творческих способностей и поддержанию мотивации играют также мероприятия и проекты, проводимые и осуществляемые  Гете-Институтом: марафон «Путешествовать и исследовать: создавая будущее с Александром фон Гумбольдтом - 2019», «С немецким ты знаешь больше – 2017» и др., а также такие онлайн-платформы как Digitale Kinderuni [6], JuniorUni [7], где желающие изучать немецкий язык знакомятся не только с немецким языком, но и узнают много нового и интересного об окружающем нас мире. Если, например, Вы желаете получить ответ на вопрос о том, почему шумит ракушка, то стоит задуматься о том, чтобы стать «студентом» онлайн-университета.

Список использованных источников

1.Твочество / ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Творчество

2. Личность / Краткий психологический словарь // Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 165.

3. Немецкий язык. Второй иностранный. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова]. – 6-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2017 – 104 c.

4. Немецкий язык. Второй иностранный. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман]. – 4-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2016 – 96 c.

5. Немецкий язык. Второй иностранный. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман]. – 6-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2018 – 96 c.

6. Киндеруни / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kinderuni.goethe.de/?lang=ru

7. Юниоруни / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://junioruni.goethe.de/

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024